Танасиенко Юрий Николаевич, педагог дополнительного образования
Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет обучение, воспитание, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, в реализации личностного потенциала, в развитии творческих способностей. Наиболее полно данные задачи реализуются в декоративно - прикладном творчестве, в частности, в работе с деревом. Мои направления работы: пропильная резьба по дереву, пирография (выжигание по дереву), стимпанк. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности.
Трудно воспитать личность, обладающую духовными запросами, способную к эстетическому восприятию без опоры на народное искусство и национальную культуру. Обращение к народному искусству должно занять прочное место в работе современного педагога. Творческий ручной труд составляет основу декоративно-прикладного творчества. Многие популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. В современном мире они не остались в тени, они развиваются, опираясь на знания предков, добавляя собственные элементы и новшества, приобретают новые технологии изготовления. Появляются новые материалы. Используются новые техники и способы обработки материалов.
Занятия в объединениях по интересам «Мир творчества» и «Узор» способствуют творческому развитию детей, оказывают влияние на детское восприятие мира, в частности учат видеть красоту, развивают творческую фантазию и воображение, чувство гармонии цвета и композиции.
В объединениях дети активно знакомятся с тем, что на протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры, что обработка древесины известна с глубокой древности как вид художественных ремёсел, что из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Народное искусство и в настоящее время сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера, возвращаются в моду вещи «ручной» работы.
Работа с деревом вызывает у обучаемых большой интерес. Освоив технику пропильной резьбы по дереву, ребята без значительных финансовых затрат создают различные изделия: декоративные панно и предметы интерьера (вазы, шкатулки, рамки под фотографии), сувениры (подставки под горячее, брелоки, игрушки), и т.д. Создавая с желанием и терпением, с выдумкой и фантазией свое изделие дети могут отделить себя от стандартной массовой продукции, которая их окружает.
Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще людям всегда. Пропильная резьба по дереву, как один из видов декоративно - прикладного искусства, является одним из проявлений национальной культуры. Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Именно декоративно-прикладное искусство готовит детей и подростков к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения.
Значение народного традиционного творчества в эстетическом воспитании и художественном развитии детей трудно переоценить. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе исторический, нравственный, эстетический и духовный опыт народа. Оно обладает огромной, плодотворной силой воздействия на человека, помогая сформировать его внутренний мир. Народное искусство как выражение творчества народа недалеко по своей сути к природе творчества детей (незамысловатость, завершенность формы, простота образа), поэтому оно так понятно ребенку, близко ему. Поэтому приобщение ребенка к различным видам творчества – одно из основных условий эстетического развития его художественных способностей.
Занятия декоративно-прикладным творчеством воспитывают у учащихся чувство уважения и бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров, нравственно-эстетические качества личности, уважение к труду, а также такие качества как гражданственность и любовь к Родине.
Декоративно-прикладное искусство позволяет знакомить детей с народными традициями и обычаями предков, расширяет представление учащихся о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, развивает интерес к искусству родного края, а также любовь и бережное отношение к произведениям искусства.