Романова Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования
Детское хореографическое творчество является важным компонентом современной культуры, в котором детский творческий коллектив (в условиях дополнительного образования) – это в широком смысле не только эффективный инструмент, с помощью которого осуществляется педагогическое социализирующее влияние на личность. Это инструмент, при помощи которого также создаются условия для саморазвития, самоуважения, самореализации детей и подростков, их позитивного взгляда на себя и общество. И в то же время – продуктивный механизм подготовки, развития и воспитания хорошо адаптированных, социально грамотных членов общества, имеющих свое мнение и индивидуально выраженную позицию, знающих свои права и обязанности, а также умеющих принимать решения, максимально учитывающие различные социальные и психологические факторы.
Если рассмотреть понятие «детский танцевальный коллектив» в более узком смысле – это объединение досугового характера, работа которого осуществляется в условиях свободного времени детей и состоит в реализации поставленных педагогом задач. При этом организуется коллектив на добровольных началах, личном желании воспитанников, которых привлекает хореографическая деятельность в качестве хобби.
Однако необходимо учитывать тот факт, что количество желающих посещать танцевальный кружок (студию, объединение по интересам) растёт, а значит проблема не просто организации, а именно создания сплоченного детского коллектива, поиск эффективных решений остаётся актуальной и на сегодняшний день.
Необходимо обратить внимание и на то, что взросление и становление личности детей и подростков в пространстве учреждения дополнительного образования происходит в условиях активной творческой деятельности, социально востребованного действия и естественного усвоения культуры предыдущих поколений. Дети нуждаются в навыках взаимодействия, умению работать в команде, которые закладываются и развиваются у них в раннем возрасте. Именно в рамках танцевального коллектива, на мой взгляд, на первый план выходит совместная деятельность детей по достижению конечного результата.
На начальном этапе для организации детского танцевального коллектива ежегодно выполняется следующая работа:
разработка и подготовка афиши с указанием: названия коллектива, жанра работы коллектива, фамилии, имени, отчества руководителя, возраста принимаемых детей;
посещение классных коллективов во время недели дополнительного образования с целью популяризации танцевального кружка (студии, объединения по интересам);
запись желающих и оформление соответствующей документации;
проведение собраний как для родителей детей, только вступивших в коллектив, так и для тех, чьи дети занимаются второй и последующие годы.
На этом этапе родители ознакомляются с целями и задачами работы танцевального коллектива, с планами на каникулы (о поездках и экскурсиях), составляется расписание и объясняются требования к форме одежды для занятий.
Дети первого года обучения — представляют экспериментальную группу, в которую принимаются (и это важно) все желающие.
На втором году обучения группа делится на подгруппы. В одну группу входят дети наиболее одаренные, с хорошими физическими данными. Во вторую – менее способные. Для каждой подгруппы подбираются соответствующие упражнения и репертуар.
Очень важно не только научить танцевать ребёнка, но и создать для него такую атмосферу, в которой бы всесторонне развивалась его личность, способности, дарования. Приложить все усилия, чтобы привить учащимся любовь к хореографическому искусству, сделать занятия увлекательными, радостными, и при этом уделять достаточное внимание техническим моментам: развернуть и растянуть ноги, поставить корпус и руки, научить пластичности и координации и в тоже время выработать рефлекс «удовольствия» от танца.
На следующем этапе необходимо более глубоко и детально рассмотреть те педагогические технологии, традиционные и инновационные формы и методы, которые следует использовать для сплочения детского танцевального коллектива. Те, которые позволяют достичь желаемого – хорошую команду, идущую к общей цели, с поддержкой и помощью друг другу, взаимовыручкой и стремлением к общим победам на поприще танцевального искусства
К традиционным формам и методам работы с детьми на занятиях хореографией относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построению и разучиванию танцевальных комбинаций, изучению истории становления и развития искусства танца, общему эстетическому развитию занимающихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:
современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;
педагогические аспекты творческой деятельности;
методы развития межличностного общения в коллективе;
интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива;
методы создания художественной среды средствами хореографии.
Развивая у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой, изучаются элементарные танцевальные движения (галопы, подскоки, танцевальный бег и т.д.). На основе выученного материала строятся более сложные танцевальные комбинации, этюды, что способствует развитию памяти, музыкальности, чувства ритма, повышению работоспособности.
Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного метода разучивания танцевальных комбинаций на основе принципа «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей обучающихся не только для первого года обучения, но и для последующих годов.
Данный метод включает в себя следующие компоненты:
- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);
- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировкой мышечной памяти; с использованием видеосъёмки для работы на следующем этапе);
- рефлексивный компонент (просмотр видеозаписей практических занятий для оценки и анализа достоинств и недостатков нашей работы; выполнение домашнего задания, например, мысленный повтор разученных комбинаций).
Все вышеперечисленные традиционные и инновационные формы и методы работы будут эффективны, при создании определённых условия для формирования детского танцевального коллектива:
Наличие социально значимой цели: создание танцевальных номеров, работа над концертной программой, создание танцевального спектакля.
Высококвалифицированный педагог-хореограф, способный обеспечить руководство. Такой педагог должен обладать авторитетом у детей, быть лидером коллектива, что обеспечивается наличием у него профессионально значимых качеств, позволяющих эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, организовывать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований.
Чётко заданная организационная структура коллектива: коллектив имеет название, логотип, Устав (Положение) и Правила поведения в коллективе, требования к внешнему виду, перечень основных обязанностей и прав участников коллектива, правила поступления и выхода. Деятельность осуществляется по утвержденной образовательной программе, разработанной для данного танцевального коллектива с учетом индивидуальных возрастных особенностей воспитанников, которая ежегодно корректируется с учетом педагогического мониторинга и развитием современных образовательных технологий. Должны быть тщательно продуманны планы занятий.
Обеспеченность соблюдения дисциплины:
- занятия проходят согласно утвержденному расписанию, вовремя, независимо от того, сколько детей пришло к назначенному времени;
- единые требования к внешнему виду;
- журнал учета посещений;
- соблюдение техники безопасности на занятиях.
Наличие органов самоуправления
- актив коллектива;
- распределения обязанностей и уровней ответственности;
Определение перспективных линий развития:
близкая ― овладение определенными хореографическими элементами;
средняя ― создание хореографических номеров, выступление на концертных площадках;
отдалённая – составление отчётных концертов коллектива, участие в конкурсах, фестивалях и т.п.).
Наличие в коллективе традиций: мероприятия по нравственному воспитанию, командообразующие игры, проведение праздничных мероприятий (флэш-мобы к 1 сентября, видеопоздравления к Дню матери, 8 марта, Тайный Дед Мороз и т.д.), концертная деятельность (участие в мероприятиях РЦДиМ, в районных праздниках, видеоконцертах для родителей), участие в областных, республиканских и международных конкурсах офлайн и онлайн).
Взаимодействие педагога с родителями. Правильная работа с родителями не менее важна, чем с детьми, ведь именно они являются главной инстанцией, куда может обратиться педагог в случае проблем с ребенком. Родители во многом определяют настроение детей, вдохновение и вообще отношение к занятиям танцами. Зачастую родители не зная, как повлиять на ребенка, как крайнюю меру используют запрет на занятия в танцевальном коллективе, тем самым создавая проблемы не только для своего ребенка, но и для всего коллектива и педагога.
Следовательно, нужно найти подход к каждому родителю, быть с ними за одно, согласовывать свои требования и запреты. Постараться убедить в пользе занятий танцами и всегда держать руку на пульсе каждой семьи, чтобы отношения с родителями оставались лояльными, понятными для обеих сторон. Для этого используется положение коллектива, упомянутое ранее, которое подписывает каждый родитель. В нём чётко прописаны правила, согласно которым родителям не разрешено вмешиваться в административные вопросы коллектива. Педагог должен управлять коллективом, а не родители педагогом. Но самое главное – всегда сохранять спокойствие.
Использование различных технологий на занятиях. Одной из главных составляющих организации учебного процесса является применение здоровье сберегающих технологий, которые включают:
- организацию работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения радости в процессе обучения;
- мотивацию на здоровый образ жизни;
- формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией — это способ поддержания здоровья, развития тела.
Кроме того здоровье сберегающие технологии являются органичной составляющей всего обучения. Они могут включаться в музыкально-танцевальные игры, в работу над этюдами.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях
Эта технология представляет собой групповую форму работы (обучающиеся разбиваются на группы по 3-4 человека). Каждой группе дается определённое задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы, что способствует усвоению нового материала каждым ребёнком.
Дети самостоятельно проводят на занятии разминку, прыжки, партерный экзерсис, учатся оценивать свои технические способности и способности сверстников методом контроля за исполнением комбинации и отдельных движения, находят при этом ошибки и недостатки. Пробуют анализировать по видеозаписи свои собственные ошибки после выступления.
Коллективная форма – применяется для проведения сводных репетиций, постановок танцев, где, задействовано несколько групп разных возрастов.
Индивидуальная форма – это работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающим детям.
Технология игрового обучения.
Занятия в группах младшего школьного возраста должны выстраиваться в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной цели. Например, на занятии в форме сказки можно проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевлённые формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.
Для переключения внимания, во время короткого отдыха от физической нагрузки лучше всего знакомить детей с основами актёрского мастерства, объяснять детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, грусть, удивление, размышление и т.д.).
Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать танцевальный материал. Таким образом, в процессе игры развиваются профессиональные качества детей такие, как выворотность, гибкость, растяжка, умение «входить в образ», импровизировать.
Информационные технологии
В своей работе я, учитываем то, что наши дети живут в информационно развитом пространстве. Это значит, что нам не только можно, но и нужно использовать информационные технологии не только как образовательные для детей, но и как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.
Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцевальных номеров и проведение концертных выступлений, для которых имеет значение качественное звучание танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям. Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива.
Кроме того, информационные технологии позволяют популяризировать деятельность посредством социальных сетей. Для того чтобы родители и дети могли отслеживать достижения коллектива, просматривать выступления и конкурсные программы, нами была создана группа «Танцевальный коллектив Вясёлка» ВКонтакте и инстаграмм. Для решения проблем и различных вопросов созданы группы в вайбере для каждого года обучения. Посещаемость и активность этих чатов и групп ещё раз доказывает их эффективность.
Подводя итог, хочется сказать, что использование традиционных и инновационных форм и методов работы являются неотъемлемой частью при создании творческого детского танцевального коллектива, так как обучение становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов, а также гармоничному развитию личности обучающихся, их самоопределению и самореализации, помогает познать себя, дарит им радость движения, общения, обогащает их внутренний мир.